СВЯТАЯ РУСЬ И ВЕЛИКАЯ РОССИЯ«Общественно-политическая жизнь таким образом не становится культом русского народа. Его идеалы - нравственно-религиозные. Религиозно-нравственная жизнь составляет лучший центр его помышлений. Он и о своей стране мечтает именно, как о "Святой Руси", руководствуясь в достижении святости материнским учением Церкви. "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец", говорит он» (Лев Тихомиров, «Монархическая государственность»). Два идеала: Святая Русь и Великая Россия. Какой идеал нам избрать, русским патриотам? Надо вспомнить, что идеал Святой Руси, страны, где просияли сонмы Святых, где святость: обычное явление: этот идеал, стремление к этому идеалу и создало Великую Россию. А вот идеал Великой России: это что? Величие ради величия? Подмена идеала Святой Руси на идеал Великой России произошла при Петре I. И с этого момента жизнь нашей страны пошла под откос, что и закончилось катастрофой 1917-1918 годов. Не хочу сказать, что Россия не должна быть великой, но где должна быть голова, а где ноги? Поставить идею Великой России выше идеи Святой Руси всё равно, что ходить вверх ногами. Голова должна быть вверху. Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф.6:32). Если искать прежде Царства Божия, если поставить идеал Святой Руси на первое место, то и величие приложится. А если поставить на первое место идеал Великой России: не будет ни Царства Божия, не попадём мы туда, ни правды Его и величия никакого не будет. Человек состоит из духа, души и тела. И в человеке должна быть выстроена иерархия. Тело должно подчиняться душе, душа: духу, а дух: Богу. Тогда всё будет правильно. Если всё наоборот, если дух служит душе, душа служит телу, а тело служит сатане, то положение такого человека бедственно. Тогда человек живёт в грехе, губит и душу и тело в непрестанной погоне за призрачными удовольствиями. Если в стране не выстроена иерархия, со страной происходит тоже самое. В стране народ должен служить Царю, а Царь: Богу. Как поётся в кондаке Усекновения главы Иоанна Предтечи: Предтечево славное усекновение, Смотрение бысть некое Божественное, Да и сущим во аде Спасово Проповесть пришествие; Да рыдает убо Иродиа, Беззаконное убийство испросивши: Не закон бо Божий, Ни живый век возлюби, Но притворный, привременный. Притворный, привременный век: это погоня за внешним с забвением о внутреннем, погоня за материальным с забвением о духовном. Как сказал Господь: «24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф.7)». Вот этим строительством дома на песке мы и занимались 300 лет, когда ставили идеал Великой России выше идеала Святой Руси. Для стремления к идеалу Святой Руси больше всего подходит монархия. Лев Тихомиров пишет: «Демократия выражает доверие к силе количественной. Аристократия выражает преимущественное доверие к авторитету, проверенному опытом; это есть доверие к разумности силы. Монархия выражает доверие по преимуществу к силе нравственной».
«Всякое начало власти, для существования и действия, должно понимать, в чем источник его силы, для того чтобы его хранить и развивать. Так, например, демократия, выражающая мнения, дух и стремления количественной силы нации, естественно должна поддерживать все условия, при которых количественная сила большинства сохраняет способность преобладать над силой качественной или нравственно-идеальной. Масса народа в демократии должна быть как можно выше. Все проявления аристократии умственной или какой бы то ни было - опасны для демократии (как Верховной власти). Господство над умами и совестью какого-либо всеобъемлющего нравственного идеала, способного стать более авторитетным, нежели народная воля - столь же опасно. Политика уравнения существенно необходима для сохранения демократии в качестве власти Верховной. Аристократия, чтобы оставаться государственной верховной силой, должна и в действительности поддерживать качественное превосходство свое. Одни привилегии и фактическое господство не могут упрочить ее, и она должна в политике своей преследовать цель оставаться качественно высшей силой, как сословие гражданское, военное или промышленное. В свою очередь и монархия, для развития и поддержания своего, должна опираться на силы, именно ей свойственные. Так, например, и для монархии нужна могущественная организация управления, высокого технически, соединяющего единство действия с совершенством специальных властей и т. д. Но прежде всего монархии приходится заботиться о своей способности быть выразительницей высшего нравственного идеала, а следовательно заботиться больше всего о поддержании и развитии условий, необходимых для сохранения в народе этих высших идеальных стремлений, и тех условий, которые для самого монарха наиболее облегчают возможность чуять и наблюдать душу народную, чтобы быть всегда с ней в единении». Из этого можно сделать вывод, что демократические власти, чтобы не потерять свой источник власти над народом, чтобы сохранялся демократический строй, должны поддерживать низкий нравственный уровень народа. Напротив: монархические власти, для сохранения монархии, должны поддерживать высокий нравственный уровень народа. А аристократические власти стараются поддерживать своё качественное превосходство в том числе за счёт низкого нравственного и образовательного уровня народа. При этом демократические власти стремятся к тому, чтобы никто не выделялся выше определённого, довольно низкого среднего уровня. Идеология общества потребления «бери от жизни всё», «не дай себе засохнуть»: вполне гармонично сочетается с демократией и удобна для власть предержащих, так как вполне соответствует их стремлению держать нравственный уровень народа максимально низким. То, что наши россиянские власти никакой другой идеологии создать не сумели: это вполне закономерно. Это: идеология жвачного стада, приготовленного на забой. Монархия: это строй, требующий высокого нравственного уровня общества и вместе с тем, стремящийся поддерживать этот высокий нравственный уровень общества. Но для идеала Святой Руси нужен не только Царь, но и Патриарх. Не должно быть цезаропапизма, как у нас было 200 лет. Царю не дано управлять Церковью так, как это дано Патриарху. И не может он этого делать. Для идеала Святой Руси должно быть всё так, как на нашем Гербе: Двуглавый орёл. Две головы: Царь и Патриарх и одно тело: одновременно народ-богоносец и Церковь: Тело Христово. Монархия для России: жизнь, демократия: смерть. Высокий нравственный уровень народа, который стремится поддерживать Царь, выражается в том, что люди при монархической форме правления стремятся выполнять Закон Божий. Сказано: не убий и не убивают. А при демократической форме правления, когда власти стремятся поддерживать низкий нравственный уровень народа, у нас в России на каждого рождённого ребёнка приходится один убитый во чреве матери. Сказано: «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». И чтут. А при демократической форме правления власти навязывают народу ювенальную юстицию, которая воспитывает из детей Павликов Морозовых. Сказано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» и любят. А при демократической форме правления дерут с ближнего своего три шкуры. Сказано: «не укради» и не воруют. А при демократической форме правления заповедь такая: «не воруй по мелочи, а то посадят. Воруй по-крупному, тогда от любого закона откупиться сможешь». И так далее. Будет Русь Святой: будет и Россия Великой. Не будет Русь Святой: остаётся только петь: Была державная Россия, Была великая страна, С народом, мощным как стихия,
|
|
|
|